Самый восточный, самый высокогорный и неисхоженный. Лучшие выходные для меня – в небе и новом городе, в этот раз тоже было здорово. Дальнегорск поражает красотой ландшафта, а полет дарит незабываемые виды заснеженного Приморья. Хочу показать лишь малую часть красоты края, и может быть, кто-то тоже решиться на мини-поездку. Полетели!
Добрались мы на канадском Viking DHC-6 Twin Otter – турбовинтовом пассажирском самолете для эксплуатации на воздушных линиях малой протяженности. За три с половиной года этот силуэт стал хорошо узнаваем в Приморском крае, и не зря: комфорт и экономия времени – его сильные стороны. Самолет может садится на короткие грунтовые полосы, снег, воду, а, значит, в крае не пришлось капитально переделывать посадочные площадки и аэродромы, доставшиеся от советских времен. DHC 6-400 перевозит до 19 пассажиров, в салоне довольно удобно. Как в остальных самолетах есть фонарики для чтения, «дуйки», журналы в кармашках. Полеты на DHC-6 в среднем длятся 1.5 – 2 часа (такая маршрутная сеть, но может пролететь и больше, до 1800 км). Вжух и никаких разбитых дорог и поплывших грунтовок на 16 часов. Заход на аэродром Дальнегорска поразительно красив, и только он уже стоит того, что бы отправиться в этот полет. Ныряем под облака, проходим между вершин горного массива, огибаем сопку так, что кажется лес буквально можно потрогать рукой и вот полоса. Город встречает нас морозным воздухом, белым снегом и настоящей зимой.
Дальнегорск основан в 1897 году и изначально назывался Тетюхе (“долина диких кабанов”), расположен в долине реки Рудная (в ущелье горной системы Сихотэ-Алиня). Это моногород, здесь находится крупное месторождение свинцово-цинковых руд, которое и определяет занятость основной части населения города – горнодобывающая промышленность. Два основных предприятия на сегодняшний день – “Бор” (работает с единственным в России действующим борным месторождением и имеет полный цикл производства) и “Дальполиметалл” (свинцовые и цинковые концентраты). Отчасти благодаря им в Дальнегорске сохранилась любопытная достопримечательность, действующая узкоколейная дорога. Виды на город с горы Телевизионной, высота около 800 метров. С нее зимой есть спуск для любителей лыж и бордов, а наверх (да и вниз тоже) за символическую плату можно подняться на автобусе, который и возит сноубордистов. Виды открываются просто космические. Я на самом деле на мгновение потеряла дар речи, увидев этот пейзаж вживую. Это завораживает, притягивает и не оставляет равнодушным.Тут же, в Дальнегорске, находится знаменитая “высота 611” – место, куда в 1986 году упал неопознанный летающий объект, шар в обшивке из молибдена. Данное явление изучали ученые из России, Японии, США, Китая, Кореи, Канады, Бельгии, Швеции, но никаких подробных официальных данных по-прежнему нет. Есть ли жизнь на Марсе?
А еще вокруг города множество карстовых пещер и заброшенных штолен, которые привлекают спелеологов и просто любителей активного отдыха. Некоторые можно посетить без специального оборудования.
Спустившись в город, было решено посетить музейно-выставочный центр Дальнегорска, который вот уже более тридцати лет хранит историю этих мест. От предметов быта первых поселенцев, важных документов советской истории, макетов горной и карьерной техники и работ местных художников до уникальной в своем роде минералогической экспозиции, насчитывающей более шести тысяч экземпляров. Уникальным экспонатом коллекции является минеральное образование кальцита в форме гриба (каменный гриб).
По дороге в гостиницу (с которыми тут проблем нет – все ищется в поисковиках и на трэвл-агрегаторах) были приятно удивлены количеством стадионов и хоккейных коробок, на одной из них в этот день даже проходил матч. Сейчас при слове «хоккей» в Приморье все представляют «Фетисов-Арену» и Владивостокскую команду, но так было не всегда. В 1981м году, например, Дальнегорская команда «Горняк» участвовала в чемпионате СССР в классе «А». Детская сборная другой известной местной команды «Гранит» не раз становилась чемпионом края и была участником всесоюзного турнира. И хоть сейчас они не занимают первые строки рейтинга хоккейных команд, в городе этот вид спорта любят по-настоящему.
Всего в 35 километрах от Дальнегорска есть еще одно интересное место – село Рудная Пристань. Многие помнят тысячерублевую купюру до 97го года, с видом на кекуры “Два брата”, а между ними маяк “Рудный” на мысе Бриннера, так вот это они:
Холодный зимний рассвет на 73-х метровой скале у стен маяка, в минус 20 с порывистым ветром до 20 м/с, тяжелым рюкзаком за плечами, сбившимся дыханием, но так хорошо. Рядом друзья, бескрайнее Японское море, фигурный лед у берега, галька и белоснежная шуба береговой линии. Наблюдать, как первые лучи солнца расползаются по горным массивам, как из серости появляются красные, розовые, теплые желтые оттенки в небе и просыпается природа и город. В такие моменты хочется жить, путешествовать, делится этой красотой. Дальше нас ждала дорога в аэропорт и домой. Если самолет полностью загружен (а так было и в этот раз) – то требуется дозаправка в Кавалерово, что не могло не радовать. Еще один город Приморья с высоты и знакомство с отремонтированным недавно зданием аэродрома. К стати, у аэродромов в Дальнегорске и Кавалерово много общего: и день создания, и, главное цель – в военное время отсюда воздушным транспортом осуществлялся вывоз полезных ископаемых (свинцово-оловянных концентратов) к железной дороге, так как зимой горные перевалы были закрыты снегом, а морской путь был неприемлем из-за возможной атаки со стороны Японии. На железнодорожной станции Иман спецгруз помещали в вагоны и отправляли на заводы в Комсомольск-на-Амуре, Забайкалье и в Сибирь. А после войны с появлением Ан-2 начался и рост горнорудных объектов, населения и как следствие, частоты полетов. В Дальнегорск и Кавалерово из Владивостока на Ан-2 в 70-х годах выполнялось по 5 рейсов в день, существовали такие интересные маршруты как Уссурийск – Арсеньев – Кавалерово – Дальнегорск – Терней. Я очень люблю свой край. В Приморье на самом деле уникальная природа – от белоснежных галечных берегов с бирюзовой водой под могильными соснами на юге до непроходимой дикой тайги на севере и величественных гор на востоке. Я не обошла и десятой части того, что стоит посетить, но то, что я уже видела – прекрасно.У каждого свое увлечение, я не представляю себя без неба и самолетов. Для меня это такая радость, возможность видеть мир другими глазами, прикоснуться к великому труду тысяч людей – самолету. Так здорово, что сейчас можно просто купить билет до этой сказки и лучших зимних выходных. Я бы хотела вернуться сюда летом или осенью. Малая авиация дает самое главное – время, на общение с любимыми, на знакомство с новыми местами, на отдых и возможность быть ближе к природе.
Любите, путешествуйте, не забывайте видеть красоту вокруг
PrimSky Team выражает огромную благодарность авиакомпании “Аврора” за помощь в организации поездки.